Предмет «Окружающий мир» в начальной школе XXI века совсем не похож на близкое и понятное всем советским школьникам «Природоведение». Окружающий ребёнка мир – это не только мир природы, это мир человеческих отношений, общественных и культурных явлений, мир, где живут люди разных национальностей, с разными традициями, взглядами и системами ценностей. В этом мире всё взаимосвязано, и невозможно какое-то явление или событие изучать как отдельно взятое. А ещё этот мир полон эмоций, реакций, парадоксов и новых открытий, в нём осуществляются прорывы в науке и технологиях и происходят конфликты между целыми государствами. И в этом сложном мире живёт развивается и взрослеет маленький человек.
Уроки по окружающему миру нужны для того, чтобы ребёнок научился правильно понимать и относиться ко всему, что он наблюдает в реальной жизни, научился выстраивать свои отношения с природой и обществом, осознавать причины и предвидеть последствия и своих поступков, и поступков других людей. Сложная задача? Конечно!
Но и для учителя, и для родителей при всём этом важно, чтобы школьник не разучился удивляться и радоваться, видеть и чувствовать прекрасное… просто испытывать счастье и удовольствие от узнавания нового.
Большинство младших школьников сегодня изучают «Окружающий мир» по учебникам А.А. Плешакова. Автора многие знают и любят, помнят еще его учебники «Природоведение», по которым учились в 90-ые.
Но споры вокруг сегодняшних ведутся нешуточные. Кто-то видит в них много достоинств, ценит нестандартный подход к заданиям, развивающим воображение и подталкивающим ученика к поискам собственных решений. Кто-то ругает за «пестроту» и «поверхностность» в изучении тем. Родители часто сетуют на то, что справиться с домашним заданием ребенку одному не под силу.
А что думаете вы? Каким должен быть учебник по окружающему миру для младших школьников?